И совместимо ли с достоинством и независимостью присутствие адвоката в министерских передних, в канцеляриях присутственных мест, в полиции, в таможне? Прилично ли ему дожидаться выхода или входа должностного лица, подвергаться отказам, часто капризам мелких служащих?
Франсуа Этьен Молло
Русский   English
адвокат
КОЖЕМЯКИН АНДРЕЙ ЮРЬЕВИЧ
Регистрационный номер адвоката: 77/17140

Слово «адвокатура» происходит от латинского корня «аdvocatus» («призвать», «приглашенный»). На начальных стадиях юридического развития человеческого общества адвокатура в том виде, в котором она существует сегодня у европейских народов не существовала. У племен южной Африки зародыши адвокатуры находят свое проявление в следующем: у кафров (Юго-Восточная Африка) истец приходил в суд со своими родными, которые осуществляли функции адвокатов.

В таких странах, как, например, Китай, разрешалось осуществлять защиту родственникам или приятелям обвиняемого. В Турции в свое время существовали, так называемые, муфтии - знатоки исламского права, которые были его комментаторами, их обязанности заключались в том, чтобы давать юридические советы заинтересованным лицам. При этом мысль муфтиев имела силу закона. У старинных иудеев защитником мог быть любой желающий. Это допускалось и даже считалось священным долгом: «делайте добро, стремитесь к справедливости, помогайте угнетенным, отдавайте право сиротам и защищайте вдов».

Адвокатура как профессия в период Древнего Мира приобретает более определенную форму в странах Средиземноморья Греции и Риме. Так, в Греции, не было статуса адвоката, но уже сложился особый класс лиц, которые посвятили себя составлению речей для возглашения их в суде. Сначала такие лица назывались логографами или диктографами. Наиболее выдающимися профессиональными логографами в античной Греции были такие ораторы, как Антифон, Лизий, Сократ, Эсхил и Демосфен. Следует отметить, что греческая адвокатура более тяготела к ораторскому искусству, чем к правоведению.

Можно сказать, что развитие европейской адвокатуры началось с римской адвокатуры. Для нее характерна как неограниченная свобода, так и безграничная регламентация. В республиканский период она была абсолютно свободной профессией. Законодательная регламентация почти не затронула ее. Лишь практика и обычай выработали ряд правил, которые касались разных сторон профессиональной деятельности адвокатуры. Так, существовал обычай, по которому молодые люди, которые вступали в адвокатуру, вызывались для презентации на форум, их сопровождало влиятельное лицо из бывших магистратов, например или цензоров. Условия для получения адвокатской профессии, например, образовательный ценз, практическая подготовка, моральные качества и т.п., определенны не были. Молодые люди – кандидаты в адвокаты прослушивали курс риторики у специалистов ораторского искусства, посещали заседание судов и т.д. Тем не менее, ни порядок, ни срок, ни даже обязательность этих занятий не были закрепленные какими-либо нормами. Фактически каждое лицо, которое испытывало потребность, имело способности и опыт, могло предоставлять своим согражданам юридическую помощь. Правозащита была отделена от судебной власти и по сути была прямым путем к занятию высших и почетных должностей в государстве.

В эпоху Империи начинается формирование корпорации профессиональных защитников. Регламентация коллегий юристов-защитников теперь формировалась на основе хорошо известных в позднейшие времена принципов: требовалось быть занесённым в матрикулы (официальный список лиц с определённым уровнем доходов) и успешно сдать испытания (экзамены) по праву. Устройство адвокатуры, сложившееся в эпоху Империи, было классическим. Оно стало основой всех последующих видоизменений адвокатуры, вплоть до новейшего времени. К становлению римской адвокатуры имели отношение такие фигуры, Марк Антоний, Роща Гракх, Красс, Юлий Цезарь, Помпей, Цицерон.

Суд Древней Руси, использовавший приёмы так называемого суда Божьего (испытание водой или калёным железом, применение «поля», то есть вооружённого поединка тяжущихся сторон), практически обходился без адвокатуры, так как принцип личной явки в суд был неукоснителен, а «суд Божий» требует только истца и ответчика, а не защитника. О профессиональных поверенных в суде на Руси сообщается в законодательных памятниках XV века. Наиболее известны свидетельства из древнего Новгорода о праве любого тяжущегося в суде иметь поверенного. По Псковской Судной грамоте (1397—1467 гг.) право иметь поверенного предоставлялось уже не всем, а только женщинам, детям, монахам и монахиням, дряхлым старикам и глухим.

В позднейших памятниках (Судебниках и Уложении царя Алексея Михайловича 1649 г.) постоянно упоминается о наёмных поверенных. Однако указание на какую-нибудь организацию профессиональных поверенных в них не содержится. К середине XVII века В России уже существовало сословие наёмных поверенных, которых закон именовал стряпчими.

В 1775 году Екатерина II подписывает Указ «Учреждение о губерниях», по которому стряпчие являлись помощниками прокурора и защитниками казённых. Каких-либо требований в виде образовательного или нравственного ценза к поверенным не предъявлялось. Не существовало и их внутренней организации. При подготовке к судебной реформе в области адвокатуры был использован не только континентальный (европейский), но и имевшийся в самой России опыт столетней деятельности адвокатуры в западных окраинах империи: в Литве и Царстве Польском. Польская Конституция 1791 года и постановления Литовского статуса требовали, чтобы адвокат был дворянином, имел поместье, не был замечен ни в каком пороке и знал законы. При вступлении в сословие адвокатов кандидат обязан был принести присягу. Молодые люди подготавливались к профессии под руководством опытных адвокатов, которые отвечали за учеников перед законом. Включение в состав адвокатов зависело от суда, высшей судебно-административной власти Царства Польского.

Законом от 14 мая 1832 года в России был создан институт присяжных стряпчих. Это была попытка отчасти упорядочить участие судебных представителей в коммерческих судах. Заниматься практикой в коммерческих судах могли только лица, которые были внесены в список присяжных стряпчих. В этот список включались кандидаты, представившие аттестаты, послужные списки и прочие свидетельства об их звании и поведении, какие они сами признают нужными. Суд вносил их в список или объявлял словесно отказ без объяснения причин.

Нужно отметить, что власть в России в некоторые периоды истории относилась с предубеждением к адвокатуре. Известны, например, следующие высказывания российских монархов. В источниках о посещении Петром I Англии в 1698 г. сообщается, что, посетив Вестминстер-Холл (суд), Пётр увидел там «законников», то есть адвокатов, в мантиях и париках. Он спросил: «Что это за народ и что они тут делают?» «Это все законники, Ваше Величество» — ответили ему. «Законники? — удивился Пётр. — К чему они? Во всём моём царстве есть только два законника, и то я полагаю одного из них повесить, когда вернусь домой». Екатерина II была того же мнения: «Адвокаты и прокуроры у меня не законодательствуют и законодательствовать не будут, пока я жива, а после меня будут следовать моим началам». В этом она оказалась совершенно права, и император Николай I с такой же уверенностью говорил князю Голицыну, отстаивавшему необходимость введения адвокатуры: «Нет, князь, пока я буду царствовать, России не нужны адвокаты. Проживём и без них».

К середине 50-х годов XIX века уже сформировалось убеждение, что состязательный процесс единственный способ судопроизводства. А необходимым условием введения состязательного процесса должно было стать учреждение сословия присяжных поверенных. Введению судебной реформы способствовал резкий экономический подъём России, вызванный в 1861 году освобождением крестьян, началом железнодорожного строительства, появлением акционерных обществ и финансовых учреждений.

Император Александр II 20 ноября 1864 года подписал Закон об учреждении судебных уставов. Судебная реформа явилась одной из самых значительных в череде реформ 60-70-х годов. Вводился гласный состязательный суд с участием присяжных заседателей, обвинения и защиты. Александром II были утверждены судебные уставы Российской империи: Устав гражданского судопроизводства и Устав уголовного судопроизводства. По ним в России вводились две системы судебных учреждений: суды с избираемыми судьями — окружные суды и судебные палаты. Мировой суд (в уездах и городах) был выборным органом и предназначался для рассмотрения малозначительных уголовных и гражданских дел. Апелляционной инстанцией для всех дел, рассмотренных в мировых судах данного мирового округа, являлся съезд мировых судей.

Общие судебные места создавались для рассмотрения уголовных и гражданских дел, выходивших за пределы компетенции мировых судов. Они состояли из двух судебных инстанций: окружного суда — одного в судебном округе, включавшем несколько уездов, и судебной палаты, действовавшей в пределах одной или нескольких губерний и объединявшей значительное число судебных округов. Окружной суд, как суд первой инстанции, рассматривал все уголовные дела. Судебная палата была судом первой инстанции по политическим делам и апелляционной инстанцией по отношению к окружным судам. Судебная палата являлась также и органом надзора за окружными судами и мировыми съездами.

По ст. 135 Учреждения Судебных Установлений присяжными поверенными могли быть лица, достигшие 25-летнего возраста, имеющие высшее образование и, кроме того, пять лет судебной практики в качестве чиновника судебного ведомства или помощника присяжного поверенного. Ст. 355 запрещала быть присяжными поверенными лицам: не достигшим 25-летнего возраста, иностранцам, состоящим на службе от правительства или по выборам, уволенным со службы по суду, а также по некоторым другим обстоятельствам. Присяжный поверенный, исключенный из числа таковых любой судебной палатой, лишался навсегда права вернуться к профессии на всей территории России. Списки исключённых из числа присяжных поверенных централизованно публиковались и регулярно рассылались по всем судебным палатам, окружным судам и съездам мировых судей. Аналогично поступали и судебные палаты, извещая суды низших инстанций об исключении того или иного лица из числа присяжных поверенных. Присяжным поверенным, принявшим эту должность, сохранились чины, полученные на прежней службе, и придворные звания.

Претендующие на звание присяжного поверенного подавали заявление в совет присяжных поверенных с приложением необходимых документов. Совет рассматривал эту просьбу, затем принимал постановление о принятии кандидата или об отказе. Лицо, принятое в при­сяжные поверенные, получало свидетельство и после этого принимало присягу. Затем его включали в специальный список присяжных поверенных, а решение о его принятии публиковалось к всеобщему сведению. Присяжные поверенные имели право: вести гражданские дела во всех судебных установлениях без получения свидетельств на право ходатайства по чужим делам; получать вознаграждение за ведение дел; передавать друг другу состязательные по гражданским делам бумаги без посредничества судебных приставов и т. д. Присяжный поверенный был обязан вести список дел, которые ему поручались, и представлять его в совет или окружной суд по первому требованию. В п. 4 ст. 355 Учр. Суд. Уст. указывалось на то, что звание присяжного поверенного несовместимо с действительной службой, так как присяжный поверенный должен быть независим от начальства.

Первое прошение с ходатайством о принятии в присяжные поверенные было подано 15 марта 1866 года бывшим стряпчим Санкт-Петербургского Коммерческого суда П. А. Андреевым. Чуть позже такие же прошения подали К. К. Арсеньев, В. П. Гаевский, В. Д. Спасович, Д. В. Стасов, В. И. Танеев. 17 апреля в Петербурге было торжественное открытие новых судебных учреждений и первые русские адвокаты приступили к своим обязанностям.

Судебная реформа 1864 года коренным образом преобразила всю систему правосудия Российской империи. Уставы ввели принцип независимости и несменяемости судей; установили подсудность всего населения без каких-либо изъятий; отделили предварительное следствие как от полицейского сыска, так и от прокуратуры; обеспечили состязательность судебного процесса, полностью уравняв в правах стороны обвинения и защиты. Сердцевину реформы составили учреждение суда присяжных и создание свободной, отделённой от государства, адвокатуры. Россия, в то время, полуфеодальная страна с глубоко въевшимися во все поры общества крепостническими отношениями, с режимом неограниченной абсолютистской власти, страна, лишённая парламента и Конституции, — неожиданно получает демократическую, прогрессивную форму организации судебной власти. Широко выросла известность российских адвокатов: Спасович и Арсеньев, Александров и Андреевский, Урусов и Карабчевский, Герард, и Боровиковский, Пассовер, Гаевский, Плевако — плеяда судебных ораторов той поры.

В соответствии с военно-судебной реформой 1867 года была введена защита подсудимых в военных судах. Функции адвокатов в Главном военном суде и военно-окружных судах выполняли офицеры или штатские - выпускники Военно-юридической академии - кандидаты на военно-судебные должности. Эти защитники для подсудимых назначались Председателями военно-окружных судов и по должности и званию полностью зависели от старших воинских начальников - руководителей судов и прокуроров. Поэтому защита в этих условиях была слабой и неэффективной, часто формальной. Как правило, даже при наличии высокой образованности и подготовки, кандидаты на военно-судебные должности не могли влиять на решение суда. В низших, полковых судах защитники не предусматривались.

Революция 1917 года повела отечественную адвокатуру по другому пути. 22 ноября 1917 года Совет Народных Комиссаров (СНК) принял декрет о суде, который вошёл в литературу под названием «Декрет о суде № 1». Декрет упразднял все общие судебные установления: окружные палаты, окружные суды, правительствующий Сенат со всеми департаментами, военные и морские суды, коммерческие суды. Упразднялись также институты судебных следователей, прокурорского надзора и адвокатуры. Вместо упразднённых судебных органов создавались местные суды и революционные трибуналы.

19 декабря 1917 года Народный комиссариат юстиции (НКЮ) издал специальную Инструкцию революционному трибуналу. Инструкция, повторив указание декрета № 1 о суде, что в качестве обвинителей и защитников, имеющих право участия в деле, допускаются по выбору сторон все пользующиеся политическим правом граждане, установила, что при ревтрибунале учреждается коллегия лиц, посвящающих себя правозаступничеству как в форме общественного обвинения, так и в форме общественной защиты, что названная коллегия образуется путём свободной записи всех лиц, желающих оказать помощь революционному правосудию и представивших рекомендацию Совета рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. В Инструкции указано, что из состава коллегии правозаступников ревтрибунал может пригласить для каждого дела общественного обвинителя и, если обвиняемый сам не пригласит себе защитника, такового назначает революционный трибунал из числа членов коллегии.

Таким образом, инструкцией были введены общественное обвинение и защита, дополняемые общегражданским обвинением и защитой. На коллегию правозаступников возлагалась обязанность оказывать населению всякую юридическую помощь и защиту как подачей советов, разъяснений и указаний, так и составлением всякого рода прошений, жалоб и других бумаг не только по судебным, но и по административным делам, а также принятием на себя защиты интересов нуждающихся в том на суде как по уголовным, так и по гражданским делам. Неимущим гражданам эти услуги оказывались бесплатно, а состоятельным — за плату по таксе, установленной коллегией и утверждённой губернским исполкомом.

В специальном разделе Положения о народном суде РСФСР от 30 ноября 1918 года предусматривалось, что коллегия правозаступников переименовывается в коллегию защитников, обвинителей и представителей сторон в гражданском процессе при уездных и губернских исполкомах. Члены коллегии избирались исполкомом Советов и получали содержание в размере оклада, установленного для народных судей. В качестве защитников и представителей сторон допускались ближайшие родственники трудящихся и юрисконсульты советских учреждений.

Однако члены коллегий, состоявших в основном из дореволюционных адвокатов, не удовлетворяли новую власть, которая провозгласила классовый подход в правосудии. В. И. Ленин, характеризуя адвокатуру нового времени, писал: «…мы разрушили в России, и правильно сделали, что разрушили, буржуазную адвокатуру, но она возрождается у нас под прикрытием „советских“ правозаступников». К русской адвокатуре Ленин относился крайне негативно, можно сказать, враждебно, (ещё бы, он сам участвовал всего в 3-х процессах и все 3 проиграл), что видно из его высказывания в «Письме Е. Д. Стасовой и товарищам в Московской тюрьме» (от 19 января 1905 г.) по вопросу о возможности использовать адвокатов для их защиты. Ленин писал: «Адвокатов надо брать в ежовые рукавицы и ставить в осадное положение, ибо эта интеллигентская сволочь часто паскудничает. Заранее им объявлять: если ты, сукин сын, позволишь себе хоть самомалейшее неприличие или политический оппортунизм (говорить о неразвитости, о неверности социализма…), то я, подсудимый, тебя оборву тут же публично, назову подлецом, заявлю, что отказываюсь от такой защиты и т. д., и приводить эти угрозы в исполнение. Брать адвокатов только умных, других не надо… Но все же лучше адвокатов бояться и не верить им…».

В 1920 г. народный комиссар юстиции РСФСР Д. И. Курский высказал идею, чтобы защита строилась на началах обязательной трудовой повинности. Это объяснялось острой нехваткой адвокатов, большей частью ушедших в подпольную адвокатуру и юрисконсультами учреждений. По Положению о народном суде от 21 октября 1920 года, коллегии защитников и обвинителей были упразднены, защита и обвинение разделены. В качестве защитников судебные органы стали привлекать лиц, способных исполнять эту обязанность. На этих лиц исполкомы Советов составляли особые списки. Учреждения, в которых данные лица состояли на службе, обязаны были по требованию суда освобождать их от работы на время выступления в суде в качестве защитника. За ними сохранялась заработная плата по месту работы. При недостатке защитников в качестве таковых привлекались консультанты, состоявшие при отделах юстиции.

Таким образом, с этого времени вводится общественная защита, дополняемая должностной. IX съезд Советов, прошедший в Москве в конце 1921 года, принял, в частности, постановление «О новой экономической политике и промышленности», в котором говорилось, что «…новые формы отношений, созданные в процессе революции и на почве проводимой властью экономической политики, должны получить свое выражение в законе и защиту в судебном порядке… Граждане и корпорации, вступившие в договорные отношения с государственными органами, должны получить уверенность, что их права будут охранены». Для того чтобы выйти из глубокого социально-экономического кризиса, большевики, в соответствии с ленинской новой экономической политикой, вынуждены были развивать экономику с элементами рынка. А для защиты интересов предпринимателей, в собственность или пользование которым передавалась часть национализированной промышленности, необходимо было, в частности, восстанавливать и разрушенный институт адвокатуры.

За период гражданской войны численность адвокатов в России сократилась с 13 тыс. в 1917 году до 650 к 1921 году. Почти два года (с октября 1920 года до середины 1922 года) специальной организации защитников в стране не существовало. Начало судебной реформе было положено законами об адвокатуре и прокуратуре. Положение об адвокатуре было принято Центральным исполнительным комитетом РСФСР 22 мая 1922 г. По этому Положению, члены коллегии защитников первого состава утверждались президиумом губернского исполнительного комитета по представлению губернского отдела юстиции. В дальнейшем прием производился президиумом коллегии защитников с доведением об этом до сведения президиума губернского исполнительного комитета, которому предоставлялось право отвода принятых новых членов коллегии. Членам коллегии защитников было запрещено занимать должности в государственных учреждениях и предприятиях, за исключением выборных должностей и должностей профессорско-преподавательского состава юридических учебных заведений.

Президиум коллегии избирался на губернском общем собрании защитников. Президиум должен был: осуществлять наблюдение и контроль за исполнением защитниками своих обязанностей; налагать взыскания на своих членов; распоряжаться денежными суммами, поступающими в фонд коллегии; назначать бесплатную защиту и защиту по таксе; организовывать консультации для оказания помощи населению. Оплата труда за юридическую помощь производилась в зависимости от имущественного положения клиентов: бесплатно, по таксе, по соглашению. Защитники вносили из своего заработка отчисления в фонд президиума на расходы по содержанию президиума коллегии, на организацию юридических консультаций, а также на оплату членов коллегии защитников за выступления по назначению. К защите в суде, кроме адвокатов, допускались близкие родственники обвиняемого или потерпевшего, представители государственных учреждений и предприятий, а также представители профсоюзов. Прочие лица допускались с особого разрешения суда, в производстве которого находилось дело.

Вновь учрежденный институт адвокатуры являлся добровольной общественной организацией. Адвокаты, выступая в суде в качестве защитника по уголовному делу или представителя стороны по гражданскому делу, помогали истцу или ответчику (на стороне которого они выступали) в осуществлении защиты их законных интересов и тем самым помогали суду в выполнении возложенных на них задач осуществления правосудия. Членом коллегии защитников мог быть всякий гражданин, который пользовался избирательными правами, имел стаж работы в органах юстиции в должности не ниже следователя не менее двух лет или выдержал соответствующее испытание в комиссии при губернском суде.

Безусловно адвокатура России сейчас выглядит иначе, это в том числе и следствие политических и экономических изменений в стране. Адвокат сегодня - это независимый профессиональный советник по правовым вопросам (согласно п. 1 ст. 2 Федерального закона от 31 мая 2002 года № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации»). Профессия адвоката - свободная профессия, она схожа с деятельностью частнопрактикующих врачей, независимых журналистов, ее социальная значимость бесспорна и ценна.

Все права защищены © А. Ю. Кожемякин, 2007-2024.
Защита и представительство по уголовным делам; представление интересов в гражданских спорах, арбитраже. Кредитные споры. Налоговые споры. Корпоративные споры. Земельные споры. Консультации. Составление документов.
Сайт kozhemjakin.ru не является средством массовой информации; автор не несет ответственности за оценочные публикации, в том числе за комментарии, оставленные третьими лицами. Сведения, опубликованные на сайте, не могут быть использованы в качестве доказательств в правовых процедурах.

Москва, Россия

Фотография СамарыФотография СамарыФотография СамарыФотография СамарыФотография СамарыФотография СамарыФотография Самары
(495) 925-16-19
+7-985-452-18-88